Воскресенье, 19.05.2024, 05:03
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная » 2011 » Декабрь » 27 » Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского
17:00
Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского


Скачайте и откройте один из архивов. После этого вам будет доступен для скачивания файл: Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского
Если файл не скачивается, воспользуйтесь дополнительной ссылкой и распакуйте следующий архив.
Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского">Ссылка: Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского
Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского">Зеркало: Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского
Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского">Зеркало 2: Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского
Файл: Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского - был проверен антивирусом Kaspersky Antivirus и ESET NOD32. Вирусов не обнаружено!



Этому человеку временами очень не везло. Но периоды черных провалов сменялись безоблачным счастьем. А вот посмертная судьба его – чернее черного. Забыт потомками, очернен историками. Историком с большой буквы – самим В.О. Ключевским. Впору не спрашивать: «Почему?», а восклицать горестно: «За что?!». По Интернету рассеяны плохие репродукции портретов Струйского. Пристрастные зрители, рассматривая эти репродукции плохого разрешения, видят в образе нервность, болезненность, странность. Особым образом трактуют «рокотовские» черные глаза. Меж тем они не более черны, нервны и странны, чем у героини другого портрета – изображающего жену Струйского Александру Петровну. Ту самую, о которой писал Н. Заболоцкий: «Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, Смотрела Струйская на нас?» Портрет Струйской великий российский художник Федор Рокотов писал парным к портрету ее мужа, Николая Еремеевича. Была тогда такая практика – по особым случаям писать парные портреты. Они и в фамильных галереях так располагались – будто обращены друг к другу. Наталья Тучкова-Огарева, бывавшая в Рузаевке у «старушки Александры Петровны», сообщала в «Воспоминаниях»: «...в углублении большой гостиной, над диваном, висел в позолоченной раме портрет самого Николая Петровича, в мундире, парике с пудрою и косою, с дерзким и вызывающим выражением лица, и рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой, в белом атласном платье, в фижме, с открытой шеей и короткими рукавами» . И написаны были эти в 1772 году, вскоре после свадьбы. Николай Еремеевич к этому времени уже оставил военную службу – «за болезнями». Брак для него это был уже второй. Ему довелось пережить страшную беду – в 1769 году умерла страстно любимая им первая жена, скончались и двое их маленьких детей. И вот – новая любовь, новый брак. Мужу тогда было 23 года, жене – 18. Их счастью не помешала даже крестьянская война. Пугачев был рядом с Рузаевкой, имением Струйских, в огне войны погибли их родственники – но не они сами. Они стали наследниками погибших – и на огромное наследство Николай Еремеевич создает великолепную усадьбу. Такую впору иметь вельможе. Пензенский вице-губернатор И.М. Долгоруков писал об этой усадьбе: «В Рузаевке прекрасный сад, широкие дороги. Везде чисто и опрятно. Дом огромный, в три этажа, строен из старинного кирпича, но по новейшим рисункам. В селении два храма, один старый, в нем вся живопись икон на итальянский вкус. Другая церковь выстроена с отменным великолепием: все стены одеты мрамором искусственным. Храм обширный, величественный, академики писали весь иконостас...» . После 1772 года предстояло Струйским вместе прожить двадцать четыре года, родить множество детей (по одним данным – 9, по другим – 18). «...Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук...» Если у Николая Заболоцкого, отделенного столетием от дамы на портрете, ее облик (додуманный, обоготворенный, отягощенный перипетиями личной жизни Заболоцкого – не в этом суть) вызвал такой экстатический восторг, то что говорить о переживаниях человека, который два десятилетия с лишним был ее мужем? «...Ежели б возможно было Анатомить мое сердце, Чтоб мне жить осталось после, Как мою раскроют грудь мне, Той, конечно, показало, Той, я кою обожаю, Как давно по ней вздыхаю, Сколь по ней я плачу, стражду...» Это Струйский к ней пишет, к своей Сапфире, любезной жене своей Александре Петровне. «Ероту песни посвящаю, Еротом жизнь мою прельщаю, Ерот в мой век меня любил, Я пламень сей тобой, Сапфира, ощущаю!» Он был поэтом, муж Александры Струйской, господин Рузаевки, почитатель Екатерины Великой. Он был человеком своего века, блистательного екатерининского века Просвещения. Кабинет его в Рузаевке назывался «Парнас», набит был книгами, бумагами. Возвышенность, высокопарность была стилем времени. Он был философ – и писал стихи философические: «…Смерть, возьми мое ты тело, без боязни уступаю! Я богатства не имею. Я богатство, кое было, Всё вложил душе в богатство. И не станется умнее, Но души моей коснуться, Смерть, не можешь ты вовеки!» Обожал Струйский прекрасное, поклонялся искусствам. Дружба связывала его с Федором Рокотовым. Одно из свидетельств этой дружбы – восторженное и в то же время очень точное и конкретное описание того, как Рокотов писал портрет поэта Александра Сумарокова. Струйский завел у себя в имении типографию (по екатерининскому указу 1783 г.), издавал в ней разные книги, в том числе и собственные сочинения. Издания Струйского, как утверждают, были шедеврами искусства книги, Екатерина гордилась этими изящными томиками, показывала их иностранным дипломатам, подчеркивая – сделано это в далекой российской провинции. Умер Николай Струйский в один год (1796) с боготворимой им . Как утверждают – с ним случился удар при известии о смерти императрицы. Александре Петровне пришлось жить одной десятилетия – она умерла в 1840 году. Современники смеялись над его стихами. Друг Державин вместо эпитафии на могильную плиту принес эпиграмму: «...Поэт тут погребен по имени – струя, /А по стихам – болото». Основной источник сведений о жизни Струйского – записки И.М. Долгорукова, составленные частью по личным впечатлениям, частью – по чужим рассказам и мнениям. Долгоруков потешался над Струйским. Странным ему виделся костюм хозяина Рузаевки – меж тем он всего лишь соответствовал моде для дворянина екатерининской эпохи. Нелепыми казались стихи – но и они вполне были «в стиле». Широта интересов Струйского вызывала насмешку – но тяга к знаниям, интерес к искусствам, философии, истории, юриспруденции тоже оказывались нормой для дворянина века Просвещения! Вот эти-то записки Долгорукова и были доверчиво, без проверки и анализа, пересказаны В.О. Ключевским в его лекциях. Притом – с множеством фактических ошибок. Историк называет Струйского Никитой Ермиловичем; числит его бывшим губернатором Владимира – при том, что Струйский нигде, кроме как в юности в Преображенском полку, не служил, и в отставку вышел с чином гвардии прапорщика. Вообще представляет хозяина Рузаевки как «образованного варвара и одичалого вольнодумца». Наука тем хороша, что ради истины не пощадит признанные авторитеты. Десятилетиями за Ключевским повторяли эту уничижительную характеристику Николая Струйского – но голоса, призывавшие внимать фактам, раздавались и в XIX веке, и в XX, и в веке нынешнем. В 2001 году в Пензе прошла конференция, в двухтомном издании материалов которой есть статья историка Н.Л. Васильева «В.О. Ключевский о Н.Е. Струйском: реконструкция и деконструкция легенды о крепостнике и графомане» (в кн.: В.О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии. В 2-х кн. М., 2005. Т. 1. С. 210-224). Вот она – апелляция к верховному суду истории. Конечно, авторы популярных краеведческих статей и книг склонны твердить то, что до них многажды сказано. И освященную именем Ключевского характеристику Струйского не раз на свет выволокут, и обнародуют, и переповторят. Но верю – истина восторжествует. Пусть эта публикация будет моим вкладом в грядущее торжество.

Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского бесплатно скачать


Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского">Справедлив ли суд истории? Посмертная судьба Николая Струйского бесплатно скачать

Просмотров: 291 | Добавил: ale-na | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz