Воскресенье, 19.05.2024, 04:28 Приветствую Вас Гость
Мой сайт
Главная » 2011 » Декабрь » 27 » Музыка древних цивилизаций: какой она была?
16:59 Музыка древних цивилизаций: какой она была? |
Скачайте и откройте один из архивов.
После этого вам будет доступен для скачивания файл: Музыка древних цивилизаций: какой она была? Если файл не скачивается, воспользуйтесь дополнительной ссылкой и распакуйте
следующий архив. |
|
Музыка древних цивилизаций: какой она была?">Ссылка: Музыка древних цивилизаций: какой она была? |
|
Музыка древних цивилизаций: какой она была?">Зеркало: Музыка древних цивилизаций: какой она была? |
|
Музыка древних цивилизаций: какой она была?">Зеркало 2: Музыка древних цивилизаций: какой она была? |
|
Файл: Музыка древних цивилизаций: какой она была? - был проверен антивирусом Kaspersky Antivirus и ESET NOD32. Вирусов не обнаружено!
|
Уже тогда,
, музыка «разделилась». На музыку духовную (храмовую), светскую (для увеселения – при дворах власть имущих) и народную. Это разделение достаточно условно: друг без друга эти «музыки» существовать не могут, они взаимодействуют и подпитывают друг друга.
Ведь никто не вернулся, кто ушел
.
(«Песнь арфиста». Перевод Г.П. Францова.)
Загадочная древнеегипетская цивилизация продолжает волновать современные умы. О ее музыке можно судить по иероглифическим записям песен-стихов на стенах гробниц, по барельефам, художественной росписи, сохранившимся музыкальным инструментам. Есть некая вероятность, что некоторые элементы древнейших напевов могли остаться в песенных оборотах коптов современного Египта, Эфиопии и
. Но судить об этом крайне сложно: мелодика
впитала в себя и позднейшее влияние (христианское, мусульманское).
Существовал в древнем Египте и «грандиозный» синтетический жанр (от слова «синтез», а не от слова «синтетика»). Это монументальные мистерии, посвященные главным мифологическим персонажам (богам Осирису, Изиде), с песнями, хором, шествиями и плясками, драматическими сценами. Некоторые из сцен подобных мистерий сохранились на надгробии Ихернофрета (целые отрывки сценариев действа).
О культовых гимнах древних египтян эпохи Древнего царства можно судить не только по барельефам и росписям, но и по дошедшим до нас историческим памятникам («тексты пирамид» или «Книги мертвых»). А при дворцах фараонов существовали ансамбли певцов и инструменталистов. Самым популярным инструментом была, по всей видимости, арфа, струны которой изготавливались из пальмового волокна. Памятник древнеегипетской литературы – «Песнь арфиста» (эпоха Среднего царства).
Итак, празднуй радостный день и не печалься,
Ибо никто не уносит добра своего с собой,
И никто из тех, кто ушел туда,
Еще не вернулся обратно!
(«Песнь арфиста». Перевод Анны Ахматовой.)
У великого итальянца Джузеппе Верди есть опера «Аида». Сюжет – несчастная любовь военачальника Радамеса и эфиопской рабыни Аиды. Там, конечно, нет ничего от древнеегипетской музыки, но общий отзвук таинственной и древней цивилизации можно почувствовать. А само имя Аида с 19 века получило распространение и в Европе.
Древние цивилизации Шумера, Ассирии,
вложили свою огромную лепту в развитие музыкального искусства. В Сирии играли на арфах, 5- и 7-струнных лирах, гобое (этот гобой сильно ругал древнегреческий философ Платон). Сирийские мелодии-гимны могли через Грецию проникнуть в Европу и интонационно воздействовать впоследствии на литургические гимны христианского Средневековья.
Из древнего Шумера до нас дошла табличка с поэтическим отрывком и клиновидной нотописью. Это уникальный и древнейший памятник (III тысячелетие до нашей эры). Считается, что здесь записаны ноты, но записаны клинописью. Немецко-американский музыковед Курт Закс предполагал, что это запись арфового аккомпанемента вокальной мелодии.
На порфирном тимпане с ним мне поиграйте,
С ним мне играйте, певцы и певицы.
Мертвецы да восходят, да вдыхают куренья.
(Вавилонская поэма «Сошествие Иштар в обитель мертвых»).
В Ассирии развивалась музыкальная теория. По ней – в музыке главенствовали числовые отношения, сама теория была тесно связана с астрологией. Впоследствии подобное понимание закономерностей музыки могло стать основой для теории музыки древней Греции у Пифагора («гармония сфер»).
У вавилонян (Вавилон – сегодняшний Ирак), как и в древнем Египте, также были развиты действа-мистерии с бытовыми сценами, лирическими плачами. Расцвела храмовая музыка (исполняли сами жрецы), светская (исполняли музыканты-рабы). Наибольшего расцвета музыка получил при царе Навуходоносоре.
У великого итальянца Д. Верди есть опера «Навуходоносор», или «Набукко» по-итальянски. В музыке этой оперы нет ничего от древневавилонской, естественно. Однако она многим может быть знакома, особенно хор еврейских изгнанников «Va, pensiero» из третьего акта. Слова хора – парафраз библейского псалма «На реках вавилонских», а мелодия – фактически второй, неофициальный гимн Италии.
Частично можно судить и о музыке древней Палестины. Там создавались свои
: лира киннор, свирели халиль, медные тарелки шалишим, бараньи рога шофар, трубы хососра. Об «иерихонских трубах» многие читали.
Священнослужители были одновременно и музыкантами. Элементы мелодических оборотов этой музыки тоже могли через Грецию и Византию проникнуть в европейскую музыкальную культуру Средних веков. На шофаре в Израиле играют до сих пор – во время религиозных церемоний.
К сожалению, музыка не могла сохраниться так, как сохранилась архитектура. По крайней мере, если традиция передачи – изустная, без записи, то многое оказывается утраченным. Можно ли предположить, что в музыке древней Индии было нечто подобное сохранившимся грандиозным архитектурным памятникам?
В Индии расцветала храмовая музыка, связанная с религиозными практиками, бытовала разнообразная народная – с ее многочисленными песнями. Это были «рабочие» песни – земледельцев, каменщиков, резчиков, погонщиков слонов и буйволов, укротителей кобр. Были и героические эпические песни. Существовала целая традиция у странствующих певцов. От них же до нас дошел танец
.
Древнеиндийский актер ната исполнял танец при подпевании хора. Вообще, Индия – колыбель музыкального театра, существовавшего задолго до того, как нечто подобное появилось в Европе. Музыка в Индии до сих пор существует в тесной связи с поэзией и
.
Естественно, была выработана своя теория и своя философия музыки. Была и своя запись нот с обозначениями на санскрите.
Что касается самих мелодий – здесь нетрудно заметить большую разницу с мелодиями, которые очень условно можно определить как «европейские». Были созданы свои уникальные лады, называемые в целом «рага» (с санскрита – красота, мелодия, цвет, а то и пробуждение, страсть). Это удивительные лады, в октаве 22 звука-шрути (в европейской – 7 основных или 12 с диезами и бемолями). Индийское ухо тоньше, оно способно услышать четверть тона, у европейцев минимум – полтона. Как в живописи и элементах архитектуры мы говорим об орнаменте, так и в индийской музыке – кружево обволакивающих «нот». В 60-е годы 20 века появилось направление рага-рок, описывающее сейчас любые разновидности взаимоотношений рока и индийской раги. Это весьма распространенное явление в рок-культуре.
В Индии всегда проживало множество различных народов, поэтому даже одна тема музыки Индии – неисчерпаема.
Тоже очень большая и важная тема. Музыка была тесно связана с
, разработана и интереснейшая теория. Учение о 12-ступенном звукоряде увязывалось с эзотерическими воззрениями (даже с «Книгой перемен»), очень давно появилась пентатоника.
Пентатоника – особый звукоряд из 5 тонов, он до сих пор – основа музыки многих народов Востока. Этот звукоряд без полутонов может приблизительно изобразить любой человек, у которого под рукой есть фортепиано. Нужно подойти и поиграть только на черных клавишах – и вы получите «готовую» мелодию. Пентатонику мы слышим в венгерской, татарской, башкирской, чувашской, марийской, корейской, японской музыке, музыке американских индейцев, у саамов и даже в кельтской народной музыке.
О музыке античности можно будет прочитать .
Музыка древних цивилизаций: какой она была?">
|
Просмотров: 283 |
Добавил: ale-na
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь | « Декабрь 2011 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Наш опрос | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|